Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных.

Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию многих характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.

Заикание – детское заболевание, которое связано с периодом развития речи (И.А. Сикорский).

Период активного формирования фразовой речи приходится на период 2.5 – 4 лет жизни ребенка. Именно в этот период, чаще всего, в речи ребенка появляются  запинки, которые впоследствии могут «вылиться» в заикание.

У мальчиков предрасположенность к заиканию (соответственно, появление запинок в речи) встречаются почти вдвое чаще, чем у девочек.

Неоспоримым является факт,  что чем   раньше   начата работа по преодолению  заикания, тем больше шансов  с ним справиться,  тем больше вероятность благоприятного «выхода из ситуации».

В диагнозе ребенка до 6- 7 лет рекомендуют использовать формулировку – нарушение темпо – ритмической стороны речи. В возрасте 7 лет ребенку уже пишется заключение ЗАИКАНИЕ.

По мере взросления ребенок все больше осознает свою речевую «особенность», и к нарушению темпо-ритмической стороны речи присоединяются эмоциональная напряженность, тревога, связанная с актом речи, появляются страх речи, судороги, спазмы (которые могут быть локализованы в мышцах артикуляционного аппарата, в гортани, в области грудных мышц и, реже, мышц брюшного пресса), появляются уловки.  Желание скрыть свой дефект еще больше усиливает проявление судорог, образуя порочный круг.

Таким образом – заикание  это не только речевые судороги, а гораздо более глубокое явление, захватывающее ряд функциональных систем организма и существенно искажающее их работу.

Причины ЗАИКАНИЯ:

Первая причина – заикание появляется на фоне отстающего речевого развития.  В момент перехода ребенка от слова к фразе, речевой механизм не справляется с усложнившейся задачей. В этом случае у детей, как правило, имеются нарушения в  общей и мелкой моторике, ослаблен сенсорно моторный контроль.

Вторая причина – незрелость мозговых структур. Мозг ребенка как бы готов к заиканию  (в медицинской  карте  ребенка можно встретить заключения минимально-мозговая дисфункция, резедульно - церебростенический синдром, СДВГ). При этом речевое развитие может быть в норме.

Третья причина – психотравмирующие факторы - воздействие на нервную систему какого-либо стресса (испугался собаки, грозы, прививки, произошли какие-либо эмоциональные события и т.п.).

Исходя из причин, выделяют невротическое и неврозоподобное заикание.

Неврозоподобное заикание - вид заикания, обусловленный остаточными органическими изменениями головного мозга.

Невротическое заикание - это расстройство плавности и ритма речи, носящее функциональный характер и являющееся следствием тех или иных патологических психоэмоциональных процессов. Наиболее характерная черта данной формы заикания — это изменчивость симптоматики в зависимости от эмоционального состояния пациента и той обстановки, которая его окружает в определенный период времени.

Если у Вашего малыша появились запинки в речи, рекомендую незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду, к неврологу. Помните, чем быстрее малышу будет оказана помощь, чем меньше будет «опыт речи с запинками», тем благоприятнее будет прогноз коррекции нарушений темпо-ритмической стороны речи.

Общие рекомендации:

  1.      Успокоиться родителям.
  2.      Осмотреться и проанализировать, что в окружении ребенка может являться психотравмирующей ситуацией (в семье, в ДОУ).
  3.      Собрать  анамнез раннего развития ребенка: сделать копии выписки малыша из роддома, копии заключений неврологов, медицинских специалистов, кто осматривал ребенка на плановых мед.осмотрах.  Вспомнить и записать особенности протекания беременности мамы, особенности течения родов, особенности раннего речевого и моторного развития ребенка.
  4.      Посетить консультации  детского невролога, психолога, логопеда  (желательно,  логопеда – заиколога).
  5.      По согласованию с неврологом – принимать отвары успокаивающих/седативных трав (всей семьей), провести медикаментозную /успокаивающую коррекцию.
  6.      Организовать  режима «лечебной речи» в семье.

А.) Общаемся в семье медленно, неторопливо, спокойно!

Известно, речь формируется по подражанию. Поэтому для успешного преодоления речевых запинок рекомендуется  ВСЕМ членам семьи перейти на плавный, замедленный темп речи – говорить всем и всегда в присутствии ребенка медленно (растягивая, пропевая гласные звуки),  настолько медленно, насколько Вы себе это представляете.

РЕБЕНОК по подражанию «отзеркаливает» такую медленную плавную речь (минимум, через 2-3 недели).

Не указывайте/ и не намекайте ребенку на его трудности в речи,  малыш не должен даже думать, что что-то в его речи не так.

Ваша неторопливая спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, также навредить могут советы типа «говори медленнее», «повтори еще раз медленно».

Б.) Настоятельно рекомендуется, на первый месяц от начала заикания, ограничить круг общения ребенка! Малыш не посещает детский сад, а находится дома, с мамой, а мама общается с ребенком медленно – медленно, не привлекая ребенка к диалогу.  Исключается  просмотр телевизора, планшетов, гаджетов. Предлагаем ребенку спокойные аудио сказки.

Полезно ребенку с заиканием:

  1.      ПЕТЬ! (например, петь колыбельные игрушкам).
  2.      Играть в игры молчанки, лепить, рисовать.  Взрослый придумывает для ребенка  какие – либо спокойные  игры, помня, что ведущая деятельность ребенка – игровая.
  3.      Бегать, кататься на велосипеде, плавать.
  4.      Проводить дыхательную гимнастику, обучать ребенка плавному длинному выдоху (так как речь – это озвученный выдох).
  5.      Проводить игры на развитие артикуляционной моторики, выполняя упражнения ритмично, под счет.
  6.      Исключить из питания острые, жареные блюда,  шоколад (шоколад и острые продукты возбуждают нервную систему).

Методическая литература по теме заикания:

  1.      Андронова Л. З. «Как лечить заикание.»
  2.      Визель Т.Г. «Коррекция заикания у детей».
  3.      Волкова  Г. А. «Заикание».
  4.      Резниченко Т.С. «Чтобы ребенок не заикался».
  5.      Селиверстов В.И. «Заикание».
  6.      Леонова Л.Е. «Система коррекционной работы с заикающимися детьми». 

Если Вы заметили у Вашего малыша запинки в речи, вызывающие у Вас тревогу, обращайтесь на консультацию!

Учитель – логопед МАДОУ «Жаворонок» р.п. Верхнее Дуброво Иванова А.А.